Книги серии «Автомобили наших дорог»

Истории отечественных автомобилей посвящены многие литературные произведения, встречаются даже серии книг. Но есть среди них одна уникальная. Она подробнейшим образом освящает наиболее малоизвестные и забытые марки и модели советской автомобильной промышленности. Рассказывает историю их создания, повествует о технических особенностях, технологии производства, последующей эксплуатации, всевозможных модификациях и разновидностях, а также о «доживших» до наших дней экземплярах. Другими словами, жаждущим знать о каком-то автомобиле все от и до, нужна именно эта книга.
Ввиду такого масштаба, объем этих эксклюзивных изданий весьма солиден, а тираж невелик. Однако изобилие архивной документальной информации, а также невероятно богатый иллюстративный ряд заинтересуют и впечатлят любого любителя данной тематики.

На выставке можно будет приобрести следующие экземпляры:

«Отечественные капотные автобусы и их производные». М. Соколов, 2016-2018 гг. Формат А4, мелованная бумага, высококачественная печать, твердая ламинированная обложка.
1 том: 342 стр., 3 части, 16 глав и 1270 оригинальных фото и чертежей, размеры: 295х213х21 мм, вес 1,23 кг.
2 том: 536 стр., 6 частей, 39 глав и 1520 оригинальных фото и чертежей, размеры: 295х213х25 мм, вес 1,73 кг.



Эта книга включает в себя подробный и обстоятельный рассказ о возникновении и развитии пестрого многообразия капотных автобусов и фургонов с кузовами автобусного типа, созданных в России и СССР на отечественных и импортных шасси.

Следующий набор:

«Двухсотые» МАЗы» М. Соколов, 2018-2019 гг. Формат А4, мелованная бумага, высококачественная печать, твердая ламинированная обложка.
1 том: 438 стр., 22 главы и 1390 оригинальных фото и чертежей, размеры: 297х215х19 мм, вес 1,42 кг.
2 том: 454 стр., 14 глав, 1270 оригинальных фото и чертежей, размеры: 297х215х22 мм, вес 1,45 кг.



Он повествует о первом поколении грузовиков и самосвалов Минского автозавода, а также о многочисленной спецтехнике, созданной на их базе. По сути, весь могучий Советский Союз, каким он стал к середине 1970-х годов, в основном был построен «на плечах» именно этих «автобогатырей».

Разнообразить ваш досуг и пополнить коллекцию ретро книг вы сможете на 29-ой «Олдтаймер-Галерее» в Сокольниках, которая пройдет с 6 по 9 марта.
Билеты в продаже на нашем сайте http://29.oldtimer.ru
Ждём вас на выставке!

Машины с «красным крестом»: история санитарных автомобилей

В послевоенном СССР многое было в дефиците. Остро не хватало и машин с «красным крестом». Откровенно говоря, их не хватало и до войны, а уж после — тем более. Поэтому в такие «кареты» превращались почти все машины, на которых можно было как-то разместить санитарное оборудование. Среди них были остававшиеся в строю фронтовые ГАЗ-55 и иные версии на шасси ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, чересчур громоздкие и тяжелые машины на базе ГАЗ-51, выпускавшиеся в Павлово-на-Оке под индексом ПАЗ-653; и даже переделывавшиеся различными предприятиями довоенные легковые ЗИС-101 и ЗИС-101А. Более того, в 1949 году был начат выпуск санитарного варианта правительственного ЗИС-110А (это то же самое, как если бы сейчас вы позвонили «03», и к вам приехал бы «Аурус»). Но увы, этих быстроходных и комфортных машин было сделано ничтожно мало.



В 1951 году появился санитарный вариант ГАЗ-12Б, более демократичного из представительских машин — горьковского «ЗИМа». Эти большие комфортные седаны отличались от стандартных служебных экземпляров светло-бежевой окраской, специальным фонарем с красным крестом над лобовым стеклом, соответствующей надписью на бортах и внешними петлями крышки багажника, которая открывалась на большой угол и позволяла вкатывать в салон автомобиля носилки. Впрочем, и таких ГАЗ-12Б до 1960 года изготовлено было очень немного.

Collapse )

Главный автомобиль советской разведки

«Не думай о секундах свысока!» — эта строка известной песни из не менее известного фильма в виде слогана ассоциируется именно с этим авто. Правда, только на просторах бывшего СССР — в Германии это был обычный легковой автомобиль среднего класса, выпускавшийся с 1937 по 1941 годы.
В 1936 году на шасси типа «200» установили 2,3 литровый двигатель мощностью 55 л.с. Модели присвоили индекс «230». Весила она около 1,5 т, разгонялась до 120 км/ч. После войны таких трофейных «230-х» «Мерседесов» в СССР ходило довольно много.
Народная любовь к нему пришла довольно внезапно: с момента выхода на экран телесериала «Семнадцать мгновений весны» (1973 года), созданного по одноименному роману Юлиана Семёнова, эту модель у нас в стране стали называть не иначе, как «Мерседесом Штирлица».



В самом романе Семёнова главный герой — штандартенфюрер SS Макс Отто фон Штирлиц (он же советский разведчик Максим Максимович Исаев) — ездил аж на «Хорьхе» с «усиленным мотором», т.е. автомобиле «премиум-класса», явно превышавшем его служебный ранг. В фильме же всё получилось наоборот: Штирлицу, которого сыграл Вячеслав Тихонов, достойному более комфортной машины, пришлось передвигаться на рядовом «Мерседесе-230», передние двери которого открывались «по-запорожски» назад. А если быть точным, то даже не на одной, а на трех таких машинах. Дело в том, что на съемках «17-ти мгновений» в Москве, Берлине и Риге работали три разных «Мерседеса» этой модели, кое-чем слегка отличавшиеся друг от друга: фарами, передним бампером, наличием или отсутствием подфарников и другими деталями. К тому же один из них «щеголяет» отечественными шинами с вездеходным протектором (чисто советское ноу-хау для нашего бездорожья) на задних колесах.
Collapse )

Пестрота «европейцев»

Европейская автопромышленность в период между двумя мировыми войнами отличалась завидной пестротой и разнообразием. Сотни фирм различной величины наперебой предлагали свою продукцию потребителям, а их инженеры делали все от них зависящее, чтобы именно их модели отличались от прочих и свежим внешним обликом, и самыми современными на тот момент, а порой даже экстравагантными, техническими решениями.



Ныне забытая немецкая фирма «Адлер» (Adler), основанная еще в 1880 году и поначалу производившая пишущие машинки и велосипеды, вписана в анналы истории прежде всего тем, что в начале 1930-х годов одной из первых начала выпускать легковые автомобили с передним приводом, разработанные под руководством Ханса-Густава Рёра. И не просто выпускать. Ее модели Trumpf («Козырь») и Trumpf-Junior оказались чрезвычайно популярны как в самой Германии, так и за ее пределами. Но в годы войны завод был разрушен и к производству автомобилей фирма больше не возвращалась, сосредоточившись на офисной технике.

Collapse )

Любимчик Голливудских звезд и гангстеров

Duesenberg Motors Company создали в 1913 году братья Аугуст и Фредерик Дюзенберги, эмигранты из немецкого городка Липпе. Автомобильную индустрию США создавало немало немцев, а под маркой Duesenberg выпускались самые совершенные и дорогие автомобили мира. Позднее оказалось, что в таких дорогих и превосходных машинах нет особой нужды, и в 1937 году компания обанкротилась. Выпустили всего 1250 «дюзи», из них 470 — модели «J», а с кузовом Convertible Berline — только три.



Duesenberg Model J стоил от 20 000 до 25 000 долларов в зависимости от кузова. На эти деньги в 1929 году можно было приобрести около 50-ти «фордов». Примерно столько же современных «фордов» можно купить за один Duesenberg Model J сегодня.
Многое из того, что было новшеством в то время, но стало нормой в наши дни, уже применялось на этом автомобиле: два верхних распределительных вала, четыре клапана в каждом цилиндре, алюминиевое литьё в деталях двигателя и шасси, регулятор тормозных усилий и подсветка порогов, «угловой свет». Хитрый механизм в авто поворачивает дополнительные фары вслед за вращением руля.

Collapse )

Английский призрак: Rolls-Royce New Phantom

В названии компании соединены фамилии аристократа и поклонника автомобилей и аэропланов Чарльза Роллса и инженера-электротехника Генри Ройcа. Более 100 лет Rolls-Royce остаётся эталоном автомобилей высшего класса. С 1921 по 1931 год автомобили Rolls-Royce делали не только в Великобритании, но и в США, на заводе в городе Спрингфилд, штат Массачусетс. На заводе Дарби в Великобритании выпустили 2269 автомобилей Rolls-Royce New Phantom (или Phantom I), a на заводе в Спрингфилде — 1240 таких автомобилей. Американские «роллс-ройсы» узнаются по фарам, похожим на кастрюли.
Rolls-Royce выпускал только шасси, а кузов полагалось заказывать в рекомендованных ателье. В их числе и Merrimac Body Company из городка Мерримак. Это ателье построило около 420 кузовов для американского Rolls-Royce, из них 200 «туреров» (т.е. прогулочных) фасона Pall Mall, названного так в честь знаменитой лондонской улицы Пэлл-Мэлл, где в особняках проводились собрания главных клубов английских джентльменов.



Новинка Rolls-Royce получила в 1925 году название New Phantom («Новый призрак») из-за одного знаменитого экземпляра 40/50HP предыдущего поколения, который получил свое название благодаря бесшумной работе двигателя и мягкому ходу. В 1907 году его владелец Клод Джонсон заказал у ателье Barker кузов серебристого цвета с посеребрённой фурнитурой. Джонсон окрестил свой автомобиль «Серебряным призраком». По его примеру другие владельцы тоже стали так называть свои Rolls-Royce 40/50HP. Более того, они всё чаще заказывали кузова с панелями из полированного алюминия или стали, подражая ставшему известным «Серебряному призраку».
На счастье Rolls-Royce, в английском языке немало синонимов слову призрак. Это и Phantom («фантом»), и Ghost («привидение»), и Spirit («дух»), и Wraith («видение»)— все эти слова в разное время были использованы в качестве торговых марок Rolls-Royce.
Collapse )

В викторианском стиле

Главный дизайнер корпорации General Motors Билл Митчелл, будучи под сильным впечатлением от посещения Великобритании, настаивал, чтобы новая модель Cadillac получила London-look.
Дело было незадолго до его ухода на пенсию. За 42 года работы в корпорации Митчелл приучил подчиненных не спорить с ним. Главный дизайнер Cadillac Уэйн Кэди хорошо знал его манеру взрываться по любому поводу, поэтому не стал ему перечить. В итоге Seville получил багажник необычной скошенной формы и боковые молдинги, изогнутые к заднему бамперу как у старомодных английских лимузинов.



Автомобиль представили публике 19 августа 1979 года в качестве модели 1980 года. Это было уже второе поколение модели Seville, подаваемой как «компактный Cadillac».
Конструктивно это был очень прогрессивный автомобиль. На нем опробовали целый ряд решений, в том числе довольно спорных. Впервые в истории на Cadillac установили дизель. Также впервые примерили двигатель с частичным отключением цилиндров, освоили микропроцессорную систему управления зажиганием и диагностику бортовых систем. Cadillac Seville оснастили дисковыми тормозами всех четырех колес, среди его особенностей — подсветка follow-me-home, автоматически закрываемая крышка багажника, запасное колесо-«докатка», автоматический контроль уровня кузова в зависимости от загрузки.

Collapse )

ГАЗ-4 — первый советский «пик-апп»

В далеком 1933 году на 1-м автосборочном заводе (филиал ГАЗа в р-не Канавино) начался серийный выпуск первого советского пикапа, т.е. автомобиля с кузовом «пик-апп» (именно так произносили и писали в то время).



Появившиеся еще в начале ХХ века легкие грузовички на основе легковых автомобилей получили большое распространение в США. Сам термин, произошедший от английского pick-up («поднимать», «подвозить»), тоже придумали американцы. Строго говоря, пикап – это машина фермера, частного предпринимателя, мелкого коммерсанта. Другими словами, всех тех, кого в Советском Союзе по определению просто не могло быть. И все же именно модификация пикапа каким-то неведомым образом «просочилась» в модельный ряд автомобилей ГАЗа, оказавшись четвертой по счету после освоения там грузовика ГАЗ-АА, легкового фаэтона ГАЗ-А и автобуса ГАЗ-3. Отсюда нетрудно догадаться, что пикапу был присвоен индекс «ГАЗ-4».

Collapse )

Спортивная машина, прославившая Милан

Alfa Romeo — это звучная итальянская марка. Полное название компании выглядит так: Societa Anonima Italiana Ing. Nicola Romeo & C.



2 декабря 1915 года успешный неаполитанский предприниматель и инженер Никола Ромео приобрёл миланский завод A.L.F.A. (Anonima Lombarda Fabbrica Automobili) и прославил Милан спортивными автомобилями — герб города стал эмблемой Alfa Romeo.
Модель RL принесла марке первый заметный успех. Впервые 6 цилиндров размещались в едином блоке, а клапаны находились в головке цилиндров, хотя и приводились по «нижнеклапанной» схеме штангами и толкателями от расположенного внизу распределительного вала. Карбюраторы и впускные патрубки расположены на двигателе Alfa Romeo с левой стороны блока, что довольно необычно. Большинство автомобильных компаний предпочитало ставить карбюратор справа. Ещё одна интересная деталь модели — дополнительное сиденье в багажнике, известное как «тёщино место». Спинкой сиденья служила откидная крышка багажника. Чтобы там усесться, надо было проявить буквально акробатические способности.

Collapse )

ЗИЛ-111Д — полный парад

Новый лот на нашем аукционе — ЗИЛ-111Д!
Перед вами редчайший экземпляр парадного кабриолета высшего класса. Эта машина по-настоящем эксклюзивная, потому как всего было построено 15 кабриолетов этой модели.



Автомобили, предназначенные для встречи войск на ноябрьских парадах на Красной площади в Москве, окрашивали в серый цвет, подбирая его под оттенок парадной офицерской шинели. Однако ЗИЛ-111Д никогда не участвовал в главных парадах страны — эта почетная функция перешла в 1972 году от ЗИЛ-111В прямо к ЗИЛ-117В. Неизвестно и то, сколько именно ЗИЛ-111Д выпустили в таком цвете — три, как и положено для парадного расчета, или всего два. Во всяком случае, перед нами единственный сохранившийся экземпляр, к тому же в «родной» краске (за исключением капота).
Хотя ЗИЛ-111Д и не открывал парадов, на него возложили не менее ответственную роль — встреча почетных гостей Кремля. Причем для встречи космонавтов, каждая из которых превращалась в большой праздник, старались предоставлять именно автомобиль солидного серо-стального цвета. Первыми в марте 1965 года на таком автомобиле везли экипаж космического корабля «Восход 2» П.И. Беляева и А.А. Леонова.
Collapse )