Илья СОРОКИН (oldtimer) wrote,
Илья СОРОКИН
oldtimer

Categories:

Биплан «Кудашев-1»

Фестиваль технических музеев
Москва, Крокус Экспо
27-30 сентября 2012
Из экспозиции музея ЦАГИ



Биплан «Кудашев-1» — первый в России самолет, который поднялся в небо и совершил полноценный полет на несколько десятков метров в длину. Это событие произошло 23 мая 1910 г. на Сырецком ипподроме в Киеве. До этого времени полеты в России осуществлялись только на зарубежных самолетах.
Построил этот летательный аппарат профессор Киевского политехнического института, князь Александр Сергеевич Кудашев — представитель старинного дворянского рода, происходящего от татарских князей Бихана и Саид-Ахмета.
Как и на многих образованных людей того времени, на Кудашева глубочайшее впечатление произвели известия о первом в мире полете самолета, пилотируемого братьями Райт, и о последовавших за ним полетах французских и немецких летчиков. «Почему только американцы, немцы или французы, а не мы — русские, должны летать!» — сверлило в голове у Кудашева. И с тех пор мечта — строить самолеты и летать на них — овладела им.
В то время в Киевском политехническом институте, где преподавал Александр Сергеевич, царила атмосфера демократизма, научного творчества, педагогического новаторства. Увлечение студентов и преподавателей идеей строить самолеты и летать на них воплотилось в создание кружка воздухоплавания, который в 1909 г. перерос в Киевское общество воздухоплавания. К энтузиастам-авиаторам присоединился и Александр Сергеевич Кудашев. За несколько лет увлеченной работы он приобрел глубокие знания в новой области и получил необходимый практический опыт для создания собственного самолета.
К счастью, в этом вопросе руководство Киевского политехнического института решительно поддержало князя Кудашева. В архивах института сохранился документ, адресованный Александру Сергеевичу: «Имею честь уведомить Ваше сиятельство, что правление Киевского политехнического института императора Александра II на заседании от 2 марта 1910 г. разрешило устроить в усадьбе института около химического корпуса временный дощатый сарай для сборки аэроплана в течение настоящего лета, с обязательством снести его по требованию правления института. Покорнейше прошу принять уверение в моем совершенном уважении к Вам и преданности. Директор КПИ К. Дементьев».
Во второй половине мая 1910 г. самолет Александра Сергеевича, названный «Кудашев-1», уже готовился к полёту. Это был биплан с тянущим винтом, весом 320 кг, оснащенный французским двигателем «Анзани» мощностью 35 л. с. Он имел передний руль высоты, руль управления и хвостовое оперение-стабилизатор. Каркас самолета был сделан из деревянных реек и обтянут прорезиненным полотном. 23 мая 1910 г. в присутствии репортеров городских газет, многочисленных членов Киевского общества воздухоплавания А.С. Кудашев совершил полет на самолете собственной конструкции. О событии написали все киевские газеты.
Однако достижение Александра Сергеевича не было признано официально. Объяснялось это тем, что полет был совершен без предварительного уведомления и на летном поле не присутствовало должного количества наблюдателей из Санкт-Петербурга. И только лишь в наши дни приоритет Кудашева признан российскими и зарубежными историками авиации.
Tags: Фестиваль технических музеев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments