Илья СОРОКИН (oldtimer) wrote,
Илья СОРОКИН
oldtimer

Category:

Сокольники, моя любовь

Воспоминаниями делится Денис Орлов.
Фото www.oldmoscow.com, архивы автора и Алексея Хресина.

Парк «Сокольники» — знаковое место для увлеченного автомобильной историей. И не потому, что туда устремлялись герои «Место встречи изменить нельзя». Помните? «Как же, Глеб Егорыч, не отставай, — у „Студера“ мотор втрое!.. Глеб Егорыч, еще немного, мои баллоны не сдюжат — я сколько раз говорил!.. В Сокольники он, гад, рвется! Там есть, где спрятаться!.. Стреляй, Глеб Егорыч, стреляй! Уйдут, проклятые!»
Главная магия Сокольников — это международные выставки, крохотная отдушина в беспросветной монотонности соцреализма.


Sokolniki Fair 1
Фиатовский стенд на выставке достижений итальянской промышленности в Сокольниках в 1962 году занимал площадь 5000 кв. м. Выставку организовала фирма «Новасидер»

Первая, отчетливо отпечатавшаяся в памяти — это выставка Mercedes-Benz в 1973 году. Проходила она с 28 февраля по 9 марта. Там был фантастический автомобиль оранжевым клином, с подъемными дверьми, крутили короткометражки о том, как разбивают автомобили. Почему-то, я тогда решил, что «мерседесам» все нипочём... Но главное потрясение — многочисленные масштабные модели — машинки. Как я уговаривал родителей купить хотя бы одну!
После выставки «Лесдревмаш-74» я выучил слово «Сису». Оно казалось мне очень неприличным. Еще помню первую в моей жизни жевательную резинку — её я быстро выплюнул, потому что с непривычки разболелась голова. А брошюра финского завода Sisu стала первой в моей коллекции проспектов. Это потом я узнал, что мое увлечение называется Automobilia, и что на нем помешаны сотни тысяч людей во всем мире, обмениваются, караулят на e-Bay, участвуют в аукционах.
На выставки я начал ходить довольно часто. Обычно их устраивали в павильонах, сохранившихся от Американской национальной выставки 1959 года и пристроенных позади них павильонах № 3 и № 4.
Было весело лазать через забор, протискиваться сквозь толпу зевак за проспектами... На обратном пути парни постарше могли зажать в коробочку и отобрать вожделенную добычу — блестящий значок, яркий полиэтиленовый пакет, жвачку, зажигалку. Водилась там такая «сокольническая мафия». Попадавшие в итоге всех приключений в 79-е отделение чувствовали себя настоящими героями. Разжиться чем-нибудь на выставках пытались и совсем взрослые дяди. Сегодня, конечно, все это странно слышать. За четвертым павильоном размещалась знаменитая экспоцентровская помойка. Там можно было увидеть вполне солидного вида товарищей, в лисьих шапках, дубленках, невозмутимо перебиравших зарубежный мусор.
Но вот компания Citroen местом для показа своих достижений выбрала в 1980 году корпус дирекции «Экспоцентра» — это слева от центрального входа в парк. Как сейчас помню, узкие двери из модного профилированного алюминия осаждала угрюмая толпа жаждущих. Проблема заключалась в том, что через те же двери людей выпускали. В совсем маленьком помещении больше всего меня поразила длиннющая карета «Скорой помощи» на базе Citroen CX. Потом она даже встречалась мне в городе — как правило, технику с выставок не увозили обратно, ее раскупали либо профильные министерства, либо посольства, либо УПДК. Знаете, что такое УПДК? Управление по обслуживанию дипломатического корпуса. Вот была в те годы синекура!
Ситроеновская выставка получила неожиданно широкий отклик в советской печати. Подоплеку я узнаю много позже — оказывается, французы привозили тайком еще одну машину, она тогда еще не выпускалась — BX. И показывали ее в другом месте — во дворце культуры АЗЛК, и только начальству. Citroen собирался выпускать эту модель на новой площадке завода «Москвич». Уж не знаю, как они пронюхали, что у завода есть такая площадка... За год до этого в Сокольниках проходила выставка «Автотехника Италии-79», показывали умопомрачительные концепт-кары. Приезжал сам Нуччио Бертоне! Он, возможно, и пронюхал — насчет нюха у него всегда было все в порядке. Дело в том, что Citroen BX для французов разрабатывал Бертоне.
Совпадение или нет, Citroen CX попал на обложку вышедшей в 1984 году повести Эдуарда Хруцкого «Осень в Сокольниках»:
«Выставка — бой. Каждая выигранная для государства копейка — победа».
И дальше:
— А он не шпион, случаем? — спросил Вадима Калугин. — Смотрите, как поставил машину.
«Ситроен» стоял в переулке рядом с церковью, со всех сторон прикрытый кустами.
Иностранную автотехнику в Сокольниках показывали часто. Первой такой выставкой, вероятно, была американская, в 1959-м. Затем, в 1961-м — французская, там царствовала Renault, будущий субподрядчик завода «Москвич». Годом позже — итальянская, с шикарным стендом Fiat. Затем — выставка британского промышленного дизайна, «Техническая эстетика США». Когда удавалось раздобыть проспект с такой выставки, сердце коллекционера переполняла радость. Возможно, нынешний «Ретро-фест» в Сокольниках тоже станет для кого-то отправной точкой в его увлечении...

Автор признателен Алексею Хресину за несколько очень существенных уточнений.

Sokolniki Fair 2
Концепт-кар Ghia Selene присутствовал на итальянской промышленной выставке в необычной роли — как подарок главного конструктора ателье Carrozzeria Ghia Луиджи Сегре единомышленнику, советскому художнику-конструктору Юрию Долматовскому. Министерство автомобильной промышленности от подарка отмахнулось. Концепт-кара принял институт ВНИИТЭ, а оттуда он попал в запасники Политехнического музея. Автомобиль уцелел, и сегодня его можно увидеть в автомобильном музее на Рогожском валу.

Sokolniki Fair 3
Титульный лист каталога автомобилей Mercedes-Benz с выставки 1973 года.

Sokolniki Fair 4
Традиции помогают делу — в Daimler-Benz AG (так называлась тогда компания из Штутгарта) это поняли одними из первых. Поэтому на выставке в Сокольниках показывали в том числе и историческую технику. Но привлекал всех другой автомобиль...

Sokolniki Fair 5
Автомобиль-лаборатория Mercedes-Benz C-111 среднемоторной компоновки с роторно-поршневым двигателем. Сфотографировать его весь автору снимка не получилось — у большинства фотоаппаратов не было широкоугольных объективов.

Sokolniki Fair 6
А так автомобиль выглядит в наши дни. Сохранен и участвует в исторических фестивалях!

Sokolniki Fair 7
Выставка «Лесдревмаш-74». Мальчики постарше могли отобрать заветную детскую добычу у тех, кто поменьше — значки, пакеты, жвачку, авторучки.

Sokolniki Fair 8
Брошюры, почти без ошибок переведенные на русский язык, рассказывали, чем занимается компания, и какие надежды она возлагает на сотрудничество с Советским Союзом.

Sokolniki Fair 9 left
Sokolniki Fair 9 right
Внимание советской печати к выставке Citroen было несопоставимо с размером экспозиции. Вот, журнал «За рулем» посвящает целую статью — а не жалкую колонку в новостях. Причину шумихи знали лишь посвященные. Среди них — Лев Михайлович Шугуров, подписавший эту статью «С. Марьин».

Sokolniki Fair 10
Итальянцы были частыми гостями в Сокольниках. В
1979-м они высадили настоящий десант концепт-каров. Такой проспект-раскладушку выдавали гостям выставки.

Sokolniki Fair 11
Выставки, выставки — несть им числа. Всем заведовала организация под названием «Экспоцентр». Она выпускала такие каталоги участников к каждой выставке.

Sokolniki Fair 12
На выставку «Спецавтотранспорт-88» чехословацкое внешнеторговое объединение «Мотоков» привезло необычный экспонат — Tatra 815 4×4 победителей ралли-рейда «Париж — Дакар» Карела Лопрайза, Радека Стахуры и Томаса Мука. Появление такой машины в Москве подтолкнуло «Автоэкспорт» и КамАЗ к решению попробовать силы в «Дакаре».

Sokolniki Fair 13
Когда мы стали постарше, в нас проснулся уже практический интерес к машинам. Рассматриваем новейшую BMW-«семерку» торгового представителя ФРГ на стоянке у выставки «Спецавтотранспорт-88».

Tags: РЕТРО-ФЕСТ, пав2
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments