Илья СОРОКИН (oldtimer) wrote,
Илья СОРОКИН
oldtimer

Categories:

Спорткар «для разведки и связи»

Каким образом можно использовать гоночный автомобиль в армии? В довоенном СССР, оказывается, были на этот счёт далеко идущие планы.



Журнал «Техника – молодёжи» в апреле 1941 года писал чёрным по белому: «Спортивные автомобили, требующие для своего создания сравнительно небольших затрат, имеют не только экспериментальное, но и практическое значение. Отдельные типы этих машин могут быть, например, использованы в армии для разведки и связи».



Если учесть, что до войны в Советском Союзе были лишь два спорткара заводской разработки – ЗиС-Спорт и ГАЗ ГЛ-1, выбор у сталинских генералов был невелик.



Спортивный ЗиС, созданный на базе огромного лимузина ЗиС-101 вряд ли подходил на эту роль. Капризный неэкономичный двигатель «сто первого», его огромная длина и масса вынудили командование Красной Армии отказаться от применения этих автомобилей в войсках, и облегчённый спортивный кузов ситуацию не спасал.

Другое дело – спортивные прототипы на базе горьковских автомобилей, вечно носивших «двойное назначение». Рекордно-гоночный ГАЗ ГЛ-1 не так уж существенно отличался от серийной ГАЗ-М1. Возможно, конструкторы умышленно строили свой гоночный болид, по максимуму сохраняя в нём серийные узлы. Вероятно, они допускали возможность мелкосерийного производства своей разработки. Только зачем это было надо?

А затем, что спортивный автомобиль типа ГЛ-1, лишенный сложного и дорогого «Эмовского» кузова, становился отличной учебно-тренировочной машиной для подготовки будущих военных водителей в автошколах Осавиахима. Открытые обтекаемые родстеры строились бы по заказам первичных организаций общества Осавиахим, причём, им нашлось бы место не только в автомобильных, но и в танковых школах. В 30-х уже был создан прецедент, когда в Казани в танковом училище в качестве пособия для тактических занятий использовали… малолитражные кабриолеты BMW-Dixi. Обратимся к той же довоенной статье в «Технике – молодёжи». «Важную роль играют спортивные автомобили и в подготовке кадров высококвалифицированных водителей. Шофёр спортивного автомобиля должен исключительно точно управлять машиной, отлично знать её материальную часть и обладать хорошей физической закалкой».




Почему бы не попробовать создать отечественный учебно-тренировочный автомобиль на самых доступных горьковских агрегатах? Шасси для ГЛ-1 ничего не мешало собирать на главном конвейере в потоке обычных «Эмок», а кузова делать, к примеру, на Горьковском автобусном заводе в Канавино, который практически служил цехом малых серий, строившим специальные машины на газовских шасси. А там уже недалеко до испытаний в армии, как раз для разведки и связи, ведь полноприводных машин, прототипов будущих джипов, ещё не существовало в помине.

Этому проекту не суждено было сложиться, разведчикам и связистам не послужили гоночные «Эмки», зато узлы, опробованные и обкатанные на ГЛ-1, вполне пригодились для других «моторов победы». Конструктивные наработки для форсированного двигателя ГЛ-1 были применены не только в самолётах, лодках и аэросанях, но и в лёгких танках, например, в газовском Т-70. Есть даже легенда, будто «спарку» ГАЗ-203 из двух ГАЗ-11, ставшую серийным танковым двигателем, планировалось опробовать на рекордном гоночном автомобиле, да вот только помешало 22 июня.




Кроме ГЛ-1, в Советском Союзе 30-х существовала ещё одна гоночная машинка, созданная заводским конструктором и тоже послужившая для обкатки и испытаний новых узлов. Это так называемый ГАЗ-ЦАКС, построенный в Московском автомотоклубе. Он примечателен самой оригинальной среди отечественных спортивных машин 30-х конструкцией ходовой части. В передней подвеске пара классических полуэллиптических рессор уступила место четырём четвертьэллиптическим, что позволило сделать подвеску компактной, без выступающих спереди концов. Именно подвеску, опробованную на гоночном автомобиле, перед самой войной конструкторы газовских внедорожников перенесли на первый советский джип ГАЗ-64. Даже у «Виллиса» были обычные полуэллиптические рессоры. Так решение, найденное на довоенной гоночной машине, досталось лёгким внедорожникам военного времени ГАЗ-64 и ГАЗ-67. Тем самым машинам, которые, в конце концов, и пошли служить в разведку и связь вместо «отдельных типов» спортивных автомобилей.

17-20 сентября в Сокольниках состоится Фестиваль Стиля и Скорости, посвящённый сразу нескольким выдающимся юбилеям советского автомобильного спорта:
75 лет – Всесоюзным рекордам скорости, поставленным на рекордно-гоночных автомобилях ГЛ-1 и ЗИС-101 "Спорт" в 1940 году.
65 лет – первым Всесоюзным соревнованиям по автомобильному спорту, создание спортивных версий автомобилей "Победа" и "Москвич", постройка рекордного болида "Звезда-3М".
60 лет - первым кольцевым гонкам в СССР и первому ралли в СССР, тогда же, в 1955 году, был построен "Харьков-Л2" – самый результативный советский болид и гоночный "Москвич-Г1".

Многие из этих автомобилей можно будет впервые увидеть «живьём» - их реставрация завершится к началу Фестиваля. Линейка уникальных отечественных суперкаров будет дополнена их ровесниками и извечными соперниками – рекордными и гоночными автомобилями из Европы и Америки 1930-1950-х годов.



Особенность Фестиваля в том, что легендарные спортивные автомобили не будут стоять на месте, как это обычно бывает на выставках. Посетители получат доступ в «святая святых» любой гоночной команды – в паддоки, где можно будет наблюдать, как машины прогревают, заправляют, ремонтируют, перемещают по площадке и готовят к самому интересному – к показательным заездам автомобилей-ветеранов, которые пройдут здесь же, в парке «Сокольники», на Фестивальной площади.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment