Илья СОРОКИН (oldtimer) wrote,
Илья СОРОКИН
oldtimer

Categories:

"Русь уходящая"

В молодости с удовольствием смотрел кино "Русь изначальная", теперь с не меньшим удовольствием читаю книжку "Русь уходящая". Интересно, это всеобщее мироощущение или мой личный "кризис среднего возраста"?
Книгу "Автомобили. Русь уходящая" написал (в соавторстве с Алексеем Воробьёвым-Обуховым) мой старый добрый знакомый "зарулёвец" Михаил Колодочкин.
Тот самый журналист, который умеет сгонять на одном баке серийного "Фокуса" из Москвы в Питер и обратно, может, кто помнит нашумевшую в своё время статью в "Руле".
Когда ездишь на работу и с работы на автомобиле, читаешь заметно меньше, порой даже привычка теряется. "Самым читающим народом" мы прослыли главным образом благодаря тем, кто перемещается в метро. Но "Мишину" книгу я прочёл за 3 вечера. Что-то в ней меня "зацепило". Простой честный язык, близкая интересная мне тема, много непередаваемых "внутридушевных" совпадений... как будто на Гришковца сходил.
Однако, рекомендовать "Русь уходящую" как говорится "широкому кругу читателей" я бы поостерёгся. Хотя бы потому, что книга вышла отнюдь не эстетская по оформлению, много вопросов к вёрстке, небрежная обтравка коллажных фотографий, до обидного мелкие иллюстрации. Мы уже привыкли к изданиям совсем другого уровня. И всё же человек - это на 80% вода, а книга IMHO на 90% текст. Поэтому привожу несколько характерных выдержек.

(о ГАЗ-М1): "... конечно, насчёт пятиместного салона можно поспорить, но двоим сзади будет вполне комфортно. И коленки не упираются в спину водителя, и шляпу можно не снимать, если таковая имеется. Правда, у "эмочки" нет багажника, ну так это и машина не для частника с его дачно-сельскохозяйственными мозгами. А ответработник может ценную папочку с документами и в руках подержать - так даже надёжнее. Вентиляция "эмочки" - это отдельная песня. Четыре (!) форточки позволяют забыть про сквозняки, причём червячный привод не даст им захлопнуться от напора встречного воздуха. А Т-образная рукоятка в середине приборной панели при вращении... поднимает нижний край ветрового стекла над капотом - такого сегодня уже не увидишь. А вот о зиме лучше не думать. И дело даже не в антифризе, а куда хуже - у "эмочки" нет печки! И сам окоченеешь, пока в холодной машине будешь начальника дожидаться, и ехать не сможешь с замёрзшими стёклами - никакие мешочки с солью не помогут. Говорят, что "профи" тех времён подсовывали под распашные крылья капота деревянные брусочки, чтобы тёплый воздух хоть как-то попадал на ветровое стекло. Гвозди бы делать из этих людей..."

(о ЗиС-110): "1943 год. До весны 45-го ещё ой как далеко... Черчилль покусывает сигару и вежливо врёт своему другу Сталину: открытие второго фронта по ряду причин переносится на лето 43-го - сорри, дядя Джо... Переходит из рук в руки Харьков. Крутятся жернова Сталинградской мясорубки. Курская битва - это тоже 1943 год! Никакой генерал Вольф ещё не летит к Даллесу, и даже благополучные американцы, прикрытые со всех сторон океанами, чувствуют себя не очень хорошо. Во всяком случае, о представительских автомобилях они временно позабыли: война, дескать - куда там... А мы? А мы в этом же году, между делом, построили Челябинский металлургический комбинат. Заодно - именно в 1943 году - открыли прекрасные станции метрополитена, на убранство которых и сегодня смотришь с благаговением. "Автозаводская", "Новокузнецкая", "Павелецкая" - сегодня эти подземные хоромы называются так. А что касается автомобилей, то как раз в это время на ЗиС поступило правительственное задание топ-уровня... Иван Лихачёв, разжалованный в 1940-м из наркомов обратно на директорскую должность, пояснил задание партии так: в год Победы надо выпустить машину, которая послужит доказательством высшего уровня советской техники! И ведь выпустили! В 1945-м!"

(о ГАЗ-69): "Вам никогда не казалось, что машина на Вас смотрит? Ну, если не смотрит, то, по крайней мере, имеет какое-то выражение - лица, морды, непонятно чего... Причём это присуще далеко не всякой машине - многие лишены этого дара. А вот ГАЗ-69 - это личность, эдакий "парень из нашего города". ГАЗ-69 спокойно смотрит на тебя и как бы подбадривает: не бойся, со мной откуда хочешь выберемся... Я же вездеход - и не опереточный, а настоящий. Бывали в нашем лексиконе обидные проколы. Именем великого реформатора Столыпина молва почему-то называет мерзкий товарный вагон для зэков, а прекрасный отечественный джип, который и сегодня смотрится будь здоров, именуют "козлом". Да не продержится никакой козёл 20 лет на конвейере! И не стали бы его закупать 56 стран мира".

(о Руси уходящей): "Возможно, что автомобили ушедшей от нас России втайне мечтали о ровных автобанах, цивилизованных сервисах и охраняемых гаражах… Но действительность была немножко иной: они трудились вместе со всей страной там, где это было нужно. На асфальте и в болоте, с пассажирами и грузом, на государственных испытаниях и в дачных поездках, в снегу и под дождём… Осколки той, «несовременной» жизни хранит наша память. Тем же, чей возраст не позволяет извлекать из неё подобные воспоминания, остаётся доверять свидетельствам фото- и кинообъективов, успевших «схватить» убегающие навсегда фрагменты былой эпохи».
Tags: Колодочкин, книга
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments